Государственное бюджетное учреждение «Центр мониторинга качества образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)» (сокращенное наименование: ГБУ «ЦМКО Минобрнауки РС (Я)») создано 1 апреля 2001 г. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2001 г. N 220.

Учредитель: Республика Саха (Якутия)

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют:
— в части координации и регулирования его деятельности – Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);
— в отношении его имущества – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

История развития ГБУ «ЦМКО Минобрнауки РС (Я)»:

2001 г. – создан республиканский Центр аттестации и контроля качества образования при Координационном совете по проведению единых государственных экзаменов при Правительстве Саха (Якутия).

2008 г. – реорганизован в Центр мониторинга качества образования Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия).

2009 г. зарегистрировано как юридическое лицо – Государственное учреждение “Центр мониторинга качества образования Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия)”

2010 г. – переименовано в государственное учреждение «Центр мониторинга качества образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)».

14 декабря 2011 г. – стало государственным бюджетным учреждением «Центр мониторинга качества образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)».

2017 г. – переименовано в государственное бюджетное учреждение «Центр мониторинга качества образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)» в связи с переименованием Министерства образования Республики Саха (Якутия)” в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).

Цель деятельности: организационно – технологическое, техническое, информационно-методическое и аналитическое сопровождение функционирования республиканской системы оценки качества образования.

Виды деятельности:

• организационно-технологическое, информационно-методическое обеспечение и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА);
• организационно-техническое обеспечение формирования и ведения региональной информационной системы и ее взаимодействия с федеральной информационной системой.
• методическое, организационное, технологическое и информационное сопровождение процедуры оценки качества подготовки обучающихся;
• организационно-техническое, методическое обеспечение региональных, национальных, международных мониторингов и исследований качества образования;
• проведение диагностических контрольно-оценочных процедур для оценки качества образования;
• подготовка статистических, аналитических материалов по результатам ГИА;
• обучение экспертов, организаторов, специалистов, обеспечивающих технологическое сопровождение ГИА;
• реализация дополнительных образовательных программ (программ повышения квалификации) по вопросам, связанным с государственной итоговой аттестацией по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, мониторингами и исследованиями качества образования, в том числе подготовка экспертов, привлекаемых к организации и проведению государственной итоговой аттестации;
• информационная поддержка региональной системы оценки качества образования.