Опубликовано: 29.10.2019

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе выпускникам потребуется знание литературоведческих понятий и литературного контекста, умение внимательно читать и анализировать литературные произведения. Грамотное написание сочинения также будет немаловажным фактором успеха. Обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ по литературе продолжает серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы по таким специальностям, как филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика, телевидение, живопись, дизайн, музыковедение и другие.

Задания различного уровня сложности нацелены на выявление уровня литературоведческой грамотности выпускников и проверку знания ими истории отечественной литературы. В содержательном отношении экзамен в основном опирается на программу 9–11 классов, составляющую единый историко-литературный курс: от древнерусской литературы до новейшей поэзии и прозы.

В целом выпускники 2019 года успешно справились с заданиями экзамена. Наибольшую сложность в базовой части вызвали задания 4 и 13. Первые требуют знания художественного текста на уровне значимых элементов (система образов, основной сюжет, «говорящие» детали и тому подобное), вторые проверяют знание средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении.

Среди заданий повышенного уровня сложности, требующих написания небольшого развернутого ответа, трудности вызывало выполнение заданий 9 и 16, проверяющих способность экзаменуемого включать исходно предложенное ему произведение в литературный контекст, прибегая к межтекстовому сопоставлению. К заданиям данного типа применяется такой важный критерий оценивания, как уместность выбора контекста и корректность сопоставления. Это, в свою очередь, требует от выпускника хорошего знания литературного курса в целом, способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения на сходные жизненные явления.

Завершает экзаменационную работу сочинение, являющееся традиционной формой проверки литературных знаний выпускников (экзаменуемому предлагается на выбор четыре темы). Данный вид работы актуализирует навыки многоаспектного анализа и интерпретации художественного текста, умение цитировать и комментировать литературный материал, давать собственную оценку прочитанному. К типичным ошибкам в сочинениях выпускников в ЕГЭ по литературе, как и прежде, следует отнести недостаточно внимательное прочтение темы, отсутствие необходимой опоры на литературный материал, нарушение логики в рассуждениях, низкий уровень речевого оформления текста. Необходимо также обратить внимание на требование, связанное с использованием теоретико-литературных понятий, которые не всегда используются пишущим как инструмент анализа, а нередко лишь «вбрасываются» в текст для придания ему внешней убедительности.

Особо следует отметить, что формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит каких-либо содержательных или структурных изменений, что позволит при подготовке к экзамену сосредоточиться на тех проблемных зонах, которые обозначились при оценке результатов прошлых лет.

Все перечисленные выше недостатки выполнения заданий ЕГЭ необходимо рассматривать как некий комплекс проблем, связанных между собой. Без хорошего знания текста, его смыслового прочтения невозможен его полноценный анализ, который, в свою очередь, не является таковым без владения «языком предмета», то есть литературными понятиями и категориями. Наконец, без владения логикой письменного высказывания названные умения не складываются в общую картину и не получают своего итогового оформления. Таким образом, и на этапе подготовки и на самом экзамене происходит движение от частного к общему: выполнив задания с кратким ответом, экзаменуемый приступает к ответам на вопросы, требующие связного рассуждения на литературную тему. От владения алгоритмом этой работы и знания самого предмета зависит успех на экзамене.